Калмыки: кочевники в Европе
- 21.10.2009 23:07
Национальное своеобразие традиционной культуры калмыков обусловлено их тесными контактами с тюркскими и тунгусо-манчжурскими племенами в ойратский период (до XVI в.), а в дальнейшем - этнокультурными связями с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.
Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой. Климат и ландшафт Нижнего Поволжья явились оптимальными для продолжения и развития древних скотоводческих традиций калмыков. Они разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов.
Домашний быт
Поселения калмыков «хотоны» носили временный характер и состояли из нескольких расположенных по кругу кибиток - аналогов монгольских войлочных юрт. Внутреннее пространство кибитки разделялось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины (если стоять в кибитке лицом к входу). В центре жилища располагался очаг, напротив входа - почетное место для гостей и кровать хозяев, а слева от изголовья - домашний буддийский алтарь.
Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Вся мебель и утварь - кадки для кумыса (кобыльего молока), блюда, чашки, ковши - изготавливались из дерева. Будучи скотоводами, калмыки издавна умели выделывать кожу, катать войлок, который шел на изготовление покрышек для кибитки, ковров, попон для лошадей и верблюдов. Исконно женскими занятиями были прядение, ткачество, сучение шерстяных ниток, изготовление и декорирование одежды.
Национальный костюм
Национальный калмыцкий костюм испытал сильное влияние народов Северного Кавказа. Мужской костюм состоял из короткого кафтана («бюшмюд» - аналог черкески), манишки, шаровар, которые заправляли в мягкие кожаные сапоги, пришедшие на смену монгольским - с загнутыми носками. Основным украшением мужского костюма являлись наборные серебряные пояса «бусе»
Костюм девушки во многом походил на мужской. Женский костюм в большей степени сохранил древние монгольские черты. Его основу составляли длинное закрытое платье, пришедшее на смену традиционному халату, и распашная безрукавка. Калмыцких головных уборов насчитывалось до 20 видов.
Парадная одежда надевалась только по праздникам.
{vsig}foto{/vsig}
На фото: 1. Сосуды для чая конец XIX в. 2. Праздничный женский костюм 3. Парадная композиция в виде стилизованного изображения буддийского алтаря с центральной фигурой Ушнишавиджаи. 4.Чаепитие в степи. Калмыки. Донская обл., Сальский р-н. Конец XIX в. 5. Женщина у кибитки. 6.Участники праздника «Джангариада». Республика Калмыкия, г. Элиста. 1999 г.
Свадьба
Обязательным элементом свадебного обряда являлся визит жениха к родителям невесты с подношением дорогих угощений и подарков-символов: белого платка с завязанными в нем монетами - знака будущего единства двух семей - или кожаного сосуда с кумысом - знака благодарности родителям девушки. Главным этапом свадьбы был увоз невесты и свадебный пир. На стол подавали вареную баранину, печенье («боорцг»), разновидность пельменей («берг»), обязательно кумыс, молочную водку, традиционный калмыцкий чай с добавлением молока, соли, масла и мускатного ореха.
Праздник наступления весны
С глубокой древности у калмыков сохранились праздник наступления весны Цаган Сар («белый» или «счастливый» месяц). Цаган - один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы.
Возрождение национального самосознания
Национальное самосознание
В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.
Уже несколько лет с успехом проводится праздник «Джангариада» (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.
Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос «Джангр», по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Огромным уважением пользовались джангарчи - мастера-исполнители «Джангра», поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры.