Главная История Калмыцкие племена: Цоросы
×

Ошибка

There was a problem loading image net_vody.jpg
There was a problem loading image policia3.jpg
There was a problem loading image msk_jangariada.jpg
There was a problem loading image delo2.jpg
There was a problem loading image el_avt15.jpg
There was a problem loading image 2024-10-08_16-55-40.jpg
There was a problem loading image moshennik.jpg
There was a problem loading image 2024-10-07_17-38-18.jpg
There was a problem loading image policia7.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg

Калмыцкие племена: Цоросы

Калмыцкие племена: ЦоросыПРЕДКИ СОВА И ДЕРЕВО

Одним из самых интересных калмыцких племён, безусловно, являются цоросы. Без преувеличения, их можно назвать «жемчужиной» калмыцкой этничности - с интересной историей и знатным происхождением. А если ещё и добавить, что основатель цоросов в ойрат-калмыцкой мифологии является первопредком дербетовских и джунгарских княжеских родов, то становится ещё более интригующе.

Относительно первопредка, кстати, существует ряд легенд. Согласно одной из них, Цорос (Чорос) - найдёныш сверхъестественного происхождения. Его избирает князем уцелевшая после кровопролитной войны часть племени, обитающая в безлюдных, недоступных местах. Согласно мифу, Цорос, ещё будучи ребёнком, лежал под деревом или в его дупле и питался стекающим в его рот древесным соком, а наверху летала сова. В некоторых вариантах дерево с наростом и сова оказываются родителями Цороса, при этом в некоторых текстах в роли отца выступает дерево, а матери - сова, в других - наоборот. По другой легенде, отцом Цороса выступает сын неба (Тенгри) - жёлтый лебедь с четырьмя жёлтыми головами. А матерью - фея (дакини) Золотая рыба, дочь водяного владыки (хана лусов).

По академику Палласу, Цорос родился от связи жены богатыря Иобогон-мергена, предка рода хойт, жившего за три поколения до Чингисхана, с чародеем Лусын-ханом, т. е. «ханом лусов». В дальнейшем появляется миф о поисках после смерти бездетного джунгарского хана, преемника престола - им и оказывается Цорос. С тех пор у ойратов и калмыков–дербетов появляется культ совы и дерева – «урун -модун».

Среди научных (прежде всего, лингвистических) гипотез о происхождении этнонима «цорос» наибольший интерес вызывает мнение финского лингвиста шведского происхождения Густава Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского слова «чоро» - «богатырь». Например, в киргизском эпосе «Манас» есть выражение «кырк чоро» - «сорок богатырей» Манаса.

Кстати, Рамстедт бывал в приволжских степях в 1904 году, где во время научной экспедиции изучал различные диалекты калмыцкого языка. Есть версия, что этнонимы «чоро» и «чорос» могли возникнуть от древнетюркского политического термина «чор» (титула, звания главы племени), путём добавления аффикса множественного числа «- ос».

Так, в исторических источниках упоминается, например, что во главе пяти племен восточной части Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чуть позже возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племён западной части были шесть чоров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры стояли во главе племён, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX веков имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов – «чоров»: Енанчи-чор, Кюль-чор, Баян-чор и Кутлуг-чор.

Таким образом, по мере усиления ойратских князей - потомков чоров в послеюаньское время (т. е. после распада империи Чингисхана) их клан (род) стал называться «чорос». Монгольские и китайские источники свидетельствуют, что к концу XIV в. этот политический термин приобрел чётко выраженное этническое значение, т. е. стал этнонимом. Подобную же эволюцию претерпели другие древнетюркские и древнемонгольские административно-военные образования. Например, «тургак» - «торгоут» или «мингн» («тысяча») – «мингат».

РОД АРИСТОКРАТОВ

О цоросах имеется большая историческая литература. Среди ойратов они рассматривались как тюркский элемент тотемного происхождения, берущим начало от енисейских киргизов (хакасов) и по существу являлись, по мнению учёного-этнолога Геннадия Авляева, инородным субстратом «ранних четырёх ойратов» («дөрвн өөрд») послеюаньской эпохи Джунгарии. Но позже цоросы предстают как «аристократический род» в племенном объединении «зюнгар».

Как мы помним из истории нашего народа, в XVII веке четыре ойратских племени — зюнгары, дербеты, хошуты и торгуты создали на западе Монголии «Государство Четырёх Ойрат» - («Дөрвн ӨӨрд Нутг»). В окружающем мире этот Союз именовали Джунгарским ханством («зүн һар» — «левая рука», когда-то — левое крыло монгольского войска).

Джунгарами называли, также всех подданных этого ханства. Территория, на которой оно находилось, называлась Джунгарией. Будущие правители ойратского государства ханства принадлежали к племени «цорос» и являлись потомками ойратских тайшей Тогона и Эсэна.

В начале XVII века потомок Эсэна Гумэчи, носивший титул Хара-Хула-тайджи, возглавил объединение цоросов, дербетов и хойтов и повёл войну против халхасского хана Шолой-Убуши, несколько лет назад изгнавшего ойратов из западной Халхи.

В результате кровопролитной битвы ойраты одержали победу. Это событие имело огромное значение для становления ойратской государственности и оставило после себя такое замечательное произведение как «Повесть о разгроме монголов дербен-ойратами». Сын Хара-Хулы Батур-хунтайджи присоединился к тибетской экспедиции Гуши-хана Турубайху, получив в награду от Далай-ламы V титул «Эрдни» - «Драгоценный».

С миграциями торгутов, хошоутов и дербетов в Джунгарию с 1630 по 1677 год население региона значительно увеличилось. В XVII—XVIII веках ойраты в результате миграции и военных столкновений с Манчжурской империей Цин и государствами Средней Азии образовали три государственных образования: Джунгарское ханство в Центральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.

В 1755—1759 гг. в результате внутренних междоусобиц, вызванных распрями правящей элиты Джунгарии, один из представителей которой призвал на помощь войска манчжурской династии Цин, ойратское государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжурскими армиями, численностью более миллиона человек, и истреблено 90 процентов тогдашнего населения Джунгарии, в т. ч. женщин, стариков и детей (по некоторым китайским источникам - 2,5 миллиона человек).

Один сборный улус - около 10 000 кибиток (семей) зюнгаров, дербетов и хойтов - с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару, где были приняты на военную службу тамошними правителями и впоследствии приняли ислам.

ОТ АЛТАЯ ДО МАНЫЧА

До революции калмыки-цоросы проживали в основном в Большедербетовском улусе Ставропольской губернии, где имелся целый Цоросовский аймак (əəмг). Небольшими компактными группами калмыки-цоросы проживали в Сальском аймаке Малодербетовского улуса. В Эрдниевском аймаке Харахусовского улуса конца XIX века присутствовали немногочисленные арбаны-«цорос».

Так, по архивным данным, составленным в 1880 году землемером И. Тальновым, «цоросы кочевали двумя хотонами на территории Харахусовского улуса в количестве 49 кибиток, из которых владельцы 27 кибиток уходили на заработки в казачьи станицы и сёла Астраханской губернии, расположенные по обоим берегам Волги.

По данным архивных документов, в 1905 году в Астраханской губернии насчитывалось 122 кибитки, в которых проживали калмыки-цоросы. Отдельными группами они проживали и на Дону в шести станицах из тринадцати, а именно в Богшаргакинской, Балдырской, Зюнгарской, Чоносовской, Цевднякинской и Эркетеновской.

Этноним «цорос» встречается и среди современных дербетов Монгольской республики. По всей видимости, дербеты, среди которых находились люди цоросской кости («ясун»), пришли на нынешнее местообитание ориентировочно в 1745 году из районов Иртыша, где их возглавляли «три Церена»: Церен–Убуши, Церен-Менке и «просто» Церен.

В недалёком прошлом среди алтайских телеутов также жили цоросы, являвшиеся потомками западных монголов, разбитых цинским Китаем в 1756 году. К примеру, в родовом составе алтайских тюрок были кости («сеоки») - «дербет», «могол», «ойрат», которые также являлись потомками пришлых ойрат из Джунгарии. Ныне проживающие потомки ойратов утратили свой язык, но некоторые элементы своей культуры распространили среди аборигенов, особенно среди алтай–кижи.

Среди современных калмыков наиболее известным цоросом был, безусловно, Герой Социалистического Труда, заслуженный механизатор РСФСР Владимир Дёмкин (1927-2001). Его сын Олег в своё время возглавлял Минсельхоз Калмыкии.

Источник: газета Элистинский курьер/Арсланг Куприн.