Главная История Калмыцкие племена: Багуты
×

Ошибка

There was a problem loading image musorki.jpg
There was a problem loading image pagoda1.jpg
There was a problem loading image sud.jpg
There was a problem loading image shogdzhiev1.jpg
There was a problem loading image sambo.jpg
There was a problem loading image wind3.jpg
There was a problem loading image elsud.jpg
There was a problem loading image uk.jpg
There was a problem loading image kran1.jpg

Калмыцкие племена: Багуты

КалмыкиПредставители этого калмыцкого племени в старину на вопрос: «Тадн кенəхнəвт?» («Вы чьи будете?»), с гордостью отвечали: «Көкшн Чакчи сəкүстə// Манла гидг гүрмтə// Ноһан Дəрк гидг хурлта// Ээҗ-авһатан гидг урата// ик-баһуд гидг улс бидн».

Если перевести это на русский язык, получается довольно любопытно: «Дух-хранитель наш – древний Чакчи// Мантра наша – Манла// Хурул наш – «Зелёная Тара»// Первопредок (тотем) наш – Эджи Авгатан// А родом мы - ики-багуты».

Такая традиционная калмыцкая «самопрезентация» до 1917 года существовала повсеместно - в каждом оттоке или аймаке, не говоря уже об улусе. К примеру, в холодную зимнюю ночь, допустим, в Маныческом улусе, приблудившегося путника-незнакомца, пока жена варит джомбу, хозяин кибитки спрашивает, подавая прикуренную «гостевую» трубку: «Та кенəхнəвт?». В ответ он мог получить примерно такой ответ: «Очир Ваани бурхта// Цаһан Дəрк гүрмтə// Шалирхаңг хурлта// Оон гидг ората// Тəəчүд яста// Бузав Һазрас, Ик-Буурла əəмгə күн би».

Хозяин сразу понимал, что перед ним сидит порядочный гость, ибо любой уважающий себя калмык такую «самопрезентацию» знал с раннего детства. Надо отметить, что в то далёкое время в каждой калмыцкой семье соблюдался особый культ своего сякусена, божествахранителя конкретного рода или аймака, причём имя этого сякусена-бурхана почиталось особо - проводился специальный обряд в его честь, его призывали во времена суровых годин.

А теперь вернёмся вновь к таинственному бурхану Чакчи: из какого пантеона он прибыл к калмыкам? Кто такой бог Чакчи (или Чакчу)? Наиболее вероятную версию выдвинул Г. О. Авляев. Опираясь на данные якутского этнографа А. И. Гоголева, утверждавшего, что: «У чулымских тюрков имеются особые божества – «духи-покровители Чаки».

Во главе всех чаков стоит Улуг-Чак Великий Чак – «подземное божество». По мнению большинства специалистов-этнологов, тюркское население Чулыма – это аборигены (т. е. коренные жители), ставшие тюркоязычными в процессе смешения и распространения тюркского языка в 13-14 веках от хакасов. А поскольку, по мнению Авляева, калмыки-«ики-багуты» - это «окалмыченные» потомки баргу-бурят, то сякюсен–бурхан «Кɵкшн Чакчи» - древнее божество чулымских тюрков, к ним «перешёл» от хакасов, живших ещё с домонгольской эпохи по соседству с ойратами, баргу-бурятами (баргутами) и хори–туматами в районе Верховья Енисея и в Западном Прибайкалье в районе Баргузин–Токума.

Наверняка автор этих строк не погрешит против истины, утверждая, что калмыки-багуты являются самым «мозаичным» этническим подразделением в составе Торгоутовских улусов Калмыцкого ханства. В архивных документах XIX века калмыки-багуты отмечены в «ханском» Эркетеновском и Яндыковском улусах.

В отдельных документах калмыки– багуты обозначены как «ханские багуты». Разумеется, это не означает, что в каждом багуте течёт «ханская» кровь! Просто они входили в состав личных владений хана Аюки, а затем его потомков - Церена-Дондука, Дондука-Омбо, Дондука-Даши и Убуши-хана.

К концу XIX века багутовские аймаки выходят из состава бывшего «ханского» Эркетеновского улуса и переходят в Яндыковско-Мочажный улус. По данным Главного попечителя калмыцкого народа К. Костенкова в 1869 году в Эркетеновском улусе числились калмыки «ики-багутова» (493 кибитки) и «шарсбагутов» (122 кибитки) родов.

По архивным данным других источников, на 1880 год в «Мочагах» числилось «ики-багутов» (643 кибитки) и «шара-багутов (165 семей). В целом же во всём пространстве Нижнего Поволжья, где проживали торгоуты, насчитывалось 1423 семьи багутов. Большинство из них жили осёдло в рыбацких хотонах и занимались морским и речным рыболовством.

По дореволюционным статистическим данным, численность калмыков Ики-Багутовского аймака в 1910 году возросла до 1410 кибиток (семей) или 5883 человека. Надо отметить, что в те далёкие времена бытовало следующее предание о происхождении Багутовских аймаков: в старину, после кончины отца, три брата по имени Халу, Дойда и Моголцык разделили Багутовский оток между собою. Удел старшего брата стал называться «ики-багут», среднего брата – «дойда-багуты». Оток Моголцыка никак не назывался и позже присоединился к «дойда-багутам».

Надо отметить, что среди калмыков-багутов существовали и так называемые «шарс-багуты» (т. е. «рыжие багуты»). В начале прошлого столетия возникла так называемая группа «шин-багутов» («новые багуты») - переселенцы из Эркетеновского улуса в Яндыковский по приказу зайсанга «ики-багутов» Мёнке-Убушаева Очки.

Как свидетельствовали в те времена сами жители Ики–Багутовского аймака, они подразделялись между собой на следующие «кости» («ясуны»): харнуты, эльджигуты, заамуты, шарнуты, хо-меркиты и баг-цоохр. Таким образом, мы видим, что «ики-багуты» имели весьма «разношёрстный» состав, что, безусловно, служило признаком их сложной этногенетической истории и происхождении.

Калмыки Дойда–Багутовского аймака своего сякусена именовали «Мəəдрин Гегəн» («Будда Майтрейя») и поклонялись только ему. Ораном всех «дойда-багутов» был клич «Дəəвл!» («дəəвлх» -«качаться»), а тамһа (тавро) их, как и у «ики-багутов», называлась «җиндмн» («чиндамани»). Дойда-багуты в начале XX века в большинстве своём были потомственными рыбаками и жили осёдло в рыбацких хотонах Бадрунгу, Сум, Цомок и других.

К 1910 году дойда–багутов было 1354 семьи или 5483 человека. Как видим, название жителей аймака состоит как бы из двух названий: «дойда» и «багут». Но как они стали частью этнонима?

Прежде всего отметим, что имя «Дойда» среди калмыков не встречается, хотя, как мы помним, в легенде о трёх братьях оно есть. Разгадка значения этнонима «дойда» пришла совершенно с неожиданной стороны. Оказалось, что термин «дойда» означает название рода восточных эвенов!

То есть в этногенезе калмыков сыграл тунгусский элемент. Напомню, что эвены – это небольшой этнос, живущий на побережье Охотского моря, Чукотского полуострова, Камчатки и Северо-Восточных районах Якутии. Само слово «дойду», если следовать якутским источникам, означает «страну», «родину», «центральную часть страны».

К примеру, якутский этноним «дойду дьоно» означает «житель Центральной Якутии». А вот житель периферии будет называться «тыа дьоно», что означает «лесной человек». Также нелишне будет вспомнить, что эвены, или как их ещё называют тунгусы (у Пушкина: «… и ныне дикой тунгус и друг степей калмык»,) жили также и в Прибайкалье и в X-XII веках имели контакты с баргутами, хори-туматами и ойратами.

Интересна также история происхождения этнонима «багут». По версии всё того же учёного Авляева, термин «багут» вследствие выпадения звука «р» в калмыцком произношении превратился в этноним «багут». Таким образом, выходит, что калмыки-багуты происходят от средневековых баргу-бурятов или баргунов и являются их потомками. Из истории мы помним, что в 1207 году войска Чингисхана подавили сопротивление хори-туматов и баргутов. Побеждённые племена были отданы под управление ойратскому тайше Худуха-беки. По всей видимости, начиная с этого времени, часть западных протобурятских племён попала под влияние ойратов и впоследствии «окалмычилась», полностью ассимилировавшись в их среде, но приняв активное участие в этногенезе калмыков–торгоутов. Естественно, при этом становится понятным, почему в среде калмыков–багутов сохраняются такие реликтовые и архаичные названия божества Чакчи, или наличие тунгусского рода «дойды», который стал калмыцким.

В заключение отметим, что в этническом составе Дербетовского и Хошеутовского улусов 17-19 веков этноним «багуты» не встречается. Среди донских калмыков–бузавов существовали станицы Багутовская и Эркетеновская. Говорят, что в их организации приняли участие торгоуды из Эркетеновских улусов зайсанга Ямана.

К числу выдающихся представителей калмыков-багутов можно отнести известного политического деятеля 20-30–х годов Хохола Джалыкова (1887-1938), работавшего в 1927—1934 годах первым секретарём областного комитета ВКП (б).

Источник: Элистинский курьер/Арсланг Куприн.