Главная Традиции Родственники по материнской линии
×

Ошибка

There was a problem loading image azs.jpg
There was a problem loading image prokuror.jpg
There was a problem loading image pojar_avto.jpg
There was a problem loading image 120724_kr.jpg
There was a problem loading image flag1.jpg
There was a problem loading image akademia_borbi.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image elka2.jpg
There was a problem loading image 20240608-WA0117-800x600.jpg

Родственники по материнской линии

КалмыкиКалмыкиПрекрасно, когда у человека есть родственники. Калмыки говорят: «Человек, имеющий большую родню, словно ветвистое дерево». Если корни у дерева крепкие, то и крона у него становится развесистее. И наоборот, чем гуще крона, тем крепче корни. Листья впитывают день и ночь влагу, кислород из воздуха, обогреваются солнечным теплом, становятся сильными. Силу свою они передают ветвям, те стволу. А тот в свою очередь корням. Поэтому корни всегда крепки, и такое дерево долго живет, не высыхая. 

Так и человек с большой родней живет долго, счастливо, стараясь быть полезным окружающим. Когда родственников много и жить интереснее. В традициях калмыков почитать всех родственников - и близких, и дальних. Они раньше знали и считали своих родственников до седьмого колена. Правда, в этот счет не входила родня по материнской линии. Ведь мать пришла в род отца из другой семьи, другого рода. Всю родню по материнской линии называли наhцнр, И они занимали особое место в душе калмыка.  

Дядя - наhцх, дед - наhц баажа, тетя - наhц эгч, бабушка - наhц ээж, зять (муж сестры матери) - наhц күргн ах и т.д. «Нет никого ближе, чем родственники матери», - говорят калмыки. Хочу привести старинную поговорку, которая не выходит из ума: «В гостях у родственников матери посидишь, а у отцовской - постоишь».  

Детей, рожденных от сестер, калмыки называют бөлнр. Они обычно очень тесно дружат, поддерживают друг друга. Есть даже пословица по этому поводу, имеющая глубокий смысл: «Бөлнр даже вошь делят между собой и съедают». Люди, конечно, не ели вшей, но смысл этой пословицы в том, что дети, рожденные от сестер, ничего не жалеют друг от друга, делятся последней корочкой хлеба. Между ними всегда царит мир и спокойствие, они поддерживают друг друга ласковым словом, взглядом, советом, никогда не грубят и не хамят. Особенно тесные связи бывают между двоюродными сестрами по материнской линии, говорят старики. 

Есть калмыцкая поговорка: «Сойдешься с родней по материнской линии, будешь счастлив всю жизнь!». Смысл этой пословицы в том, что не возбранялось создание семьи с кем-то из родственников по материнской линии, но из дальнего колена. Тот, кто женился на сестре (пятого-седьмого колена), всю жизнь бывал счастлив, гласит народная поговорка. Но калмыки остерегали от женитьбы (замужества) на родственниках, даже дальних, по материнской линии. Молодые люди, сделавшие это, приносили много бед своему роду. В такой семье переводился скот, исчезал достаток, умирали люди. Женщин по отцовской линии, особенно незамужних, не включали в свадебный поезд. Они даже не должны находиться рядом, когда невесту заводят в дом жениха. Потому что считалось, что они разделят судьбу молодых, помешают их счастью. Зато родственницы по материнской линии могли и поехать за невестой, и проводить ее в дом жениха.  

Вообще для племянников (зеенр) дяди и тети по матери были словно небо. Они должны были уважать и почитать их. Было грехом для племянников не делать этого. Если даже родственник по матери был гораздо моложе, то все равно племянник обращался к нему на «вы» и во всем ему повиновался. Первым его угощал, отдавал все лучшее. Не должен был подходить к нему с левой стороны, чтобы взять еду, особенно половником. Да и сам половник он не должен держать в руках в доме родственника по матери. По обычаю ребенку волосы состригают, когда ему исполнится год. Первую прядь должен состричь обязательно родственник по матери ребенка. На торжествах, религиозных обрядах первую порцию кушанья после того, как сделали жертвоприношения бурханам, обычно преподносят родственнику по матери.

Старший брат матери - ик наhцх, младший брат - бичкн наhцх. При сватовстве, на свадьбе племянников кто-нибудь из них должен быть вторым после главы делегации, и за столом он сидит обязательно вторым. Возглавлять свадебный поезд он не мог, так как из чужого рода. За праздничным столом родственникам по материнской линии отводят почетное место, но не выше отцовской родни. Калмыки в старину обязательно знакомили своих детей со всеми родственниками, наказывали им не забывать своих родственников, советоваться с ними, оказывать поддержку, помогать в трудную минуту.

Традиции калмыков, Ользеева С.З.