Калмыцкие головные уборы
- 06.02.2011 23:19
В 1437 году ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ, согласно которому его народ, чтобы отличаться от монголов, должен был использовать в головном уборе красную кисть (улан зала), означавшую солнце и исходящие от него лучи.
Отсюда и пошло название - улан залата хальмгуд. Головной убор всегда считался у калмыков символом свободы и ценился превыше всего. Его нельзя было класть у ног, наступать на него, перешагивать через него, дарить кому-либо. Шапки шили в особые дни, посоветовавшись с зурхачи. После этого очищали ее огнем и произносили различные йорялы (благопожелания):
Өмсн махла
өлзәтә болж
ууняс үлү сәәхн
олн хувц өмсж
Ут наста болтха!
Описание шапок находим в «Путешествии по разным провинциям российской империи в 1768 - 1769 гг.». Торгуты носили зимой и летом небольшие круглые шапки с опушкой, а зюнгары - войлочные шляпы, макушки которых украшала красная кисточка. Головной убор хошеутовских калмыков с околышем из черных мерлушек назывался хазык махла (киргизская шапка) или тоорцыг махла. Нижняя его часть была совершенно круглая, а верх - четырехугольный. Верхушка обычно изготавливалась из какого-нибудь яркого, но не желтого сукна, и обшивалась позументом или цветным шнуром. По центру размещалась красная кисть.
Женские головные уборы были двух видов - для замужних и для пожилых. При этом они подразделялись на повседневные и праздничные. Обычно женщины носили невысокую продолговатую (наподобие пилотки) шапочку, которая называлась «камчатка». Несколько вариантов этого головного убора можно увидеть в экспозициях Национального музея РК. «Камчатки» шились из черного бархата и украшались орнаментом и мягким бисером. Сверху пришивался пышный гребешок, изготовленный из красных шелковых ниток. Молодые женщины носили также шапки круглой формы из бархата. Эти головные уборы назывались «джатаг».
«Джатаг» украшен золотым шитьем и вышит рельефной гладью. Самый же обычный головной убор, который носили калмыцкие женщины, - тамша - круглая плисовая шапочка с оторочкой: околыш черный, верхушка желтая с пунцовой кистью.
Праздничные шапки шились из дорогого меха, соболя, выдры, бобра. Жены калмыцких нойонов и зайсангов (князей) носили роскошно убранные шапки: бюслячи, с краями, обрамленными соболиным или норковым мехом, верх обтянут китайской парчой, гребешок - из ярко-красных шелковых ниток.
«Женский пол весьма бережет свои волосы», - написано в «Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса» составителя Т. Небольсина. Раньше, когда девушка-калмычка выходила замуж, косу ее разделяли на две части, заплетая каждую отдельно, затем надевали на них бархатные чехлы - шиверлык, а на концах вешали подвески - токуги (для отпугивания шулмусов - чертей). Шиверлык надевали для того, чтобы во время работы (доения коров, приготовления еды и т.д.) волосы не мешали женщине, не падали в молоко и пищу. Чехлы-шиверлыки встречаются в национальных костюмах монголов 19 века, например, у урянхаек, баиток, дербеток, меркиток. У Г. Потанина и Бичурина, П. Козлова встречается упоминание о старинном монгольском обычае - ношении двух кос в чехлах, так называемого үснә-hадр.
Более изящными были женские головные уборы - халмаг, которые носили по праздникам, надевали на свадьбы. Они отличались красивой отделкой, разнообразием узоров и орнаментов. На левой стороне вышивался орнамент копыта жеребенка, а на правой - узоры из цветов и листьев. Сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток. Пожилые женщины носили бюслячи и хаджилгу. У хаджилги края были крупные, вверху - четырехугольники, высокая передняя часть. Верх шапки обтягивали черным сукном.
Мужчины же носили круглые шапки из каракулевой смушки, по краю верха пришивалась полоска из меха. Юноши - черные каракулевые шапки «хуурсха махла». Пастухи ходили зимой в шапках-ушанках.
Для калмыцких священнослужителей (конец 19в.) шились особые шапки. Летняя - тоорцык - круглая, с желтым верхом, изготавливалась из красного материала без вышивок. Такие головные уборы обычно носили пожилые священнослужители.
Бадма-махла - шапка для торжественных случаев, например, встречи с важными особами, по форме напоминает епископскую митру.
Эллина Укурчинова, научный сотрудник Национального музея РК.