За кулисами Национального драмтеатра
- 18.11.2013 22:08
Утверждению о том, что театр начинается с вешалки, следует верить лишь отчасти. Дело в том, что с нее он начинается только для зрителей. Кстати, ею же и заканчивается после спектакля. А для тех, кто служит здесь, существует отдельный, служебный вход и своя законная «норка» у каждого: для кого-то это костюмерная, для других – швейный или радио-цех, монтажный двор.
Вот как выглядит закулисье Национального драматического театра имени Б. Басангова.
Костюмерная. Одеяния – на любой вкус, цвет, эпоху. Костюмы здесь – для актеров, принимающих участие во всех спектаклях театрального репертуара. А когда приходит время для новой постановки, за дело берутся мастерицы из швейного цеха, и свету рождается все необходимое одеяние. Найдется все – и лохмотья для замурзанной нищенки, и парча для злого и жадного бая.
Гримерная. Здесь актеры перевоплощаются. Зашел сюда, скажем, молодой человек, а вышел изборожденный морщинами старик. После такого превращения даже походка, осанка становятся другими. А когда еще и парик надет, и соответствующий костюмчик примерен – что называется, мать родная человека не узнает.
Очень любопытна еще одна театральная комната – монтировочная. Нет, никаких монтировок вы тут не найдете. Здесь хозяйничают люди, отвечающие за все, что появляется на сцене и убирается с нее, за все, что взлетает вверх и с грохотом падает вниз, за все, что движется по кругу, вдоль и поперек. А вот куча труб и вентилей самых разных размеров – это уже не декорации: все самое что ни на есть настоящее. Потому что, в числе прочего, в театре есть и собственная система противопожарной безопасности. Не дай бог что случись – открывает специально обученный человек нужную задвижку, и сцена мигом заливается водой.
Реквизиторский цех. «Царь я, аль не царь?!» – с такой репликой вам больше всего подойдет корона. Ничего, что она картонная: как только наденете – сразу почувствуете вкус власти и, может быть, даже тут же захочется казнить кого-нибудь. Или помиловать. Это – по настроению. Здесь же и мечи самой разной длины, и луки для воинов, и драконьи головы, отрубленные недрогнувшими богатырскими руками. И Лягушка в любой момент готова вылезти из своего мешка-домика. Или Ёжик. Или Баба-Яга крючконосая. Это смотря какая постановка готовится.
Радио-цех и комната для осветителей – это тоже отдельные театральные микро-миры. Вовремя зазвучавшая музыка или правильно выхваченный прожектором нужного цвета артист на сцене – тоже, знаете ли, искусство.
Художественный руководитель Национального драматического театра имени Б. Басангова Борис Манджиев отмечает, что в последнее время зрительский интерес к театральному искусству заметно возрос: «Люди стали уставать от телевидения, Интернета, им хочется чего-то живого».
Гардеробная, зрительный зал, буфет – вот и весь «маршрут» рядового посетителя храма лицедейства. На самом деле, как видим, это целый мир. Таинственный и даже чуточку волшебный…